МНЕНИЕ № 24/2003 (ИЗРАИЛЬ)

Сообщение, направленное правительству 2 мая 2003 года

Затрагиваемые лица: Матан Каминер, Адам Маор, Ноам Бахат и Джонатан Бен-Артзи

Израиль ратифицировал Международный пакт о гражданских и политических правах

1. Рабочая группа по произвольным задержаниям была учреждена в соответствии с резолюцией 1991/42 Комиссии по правам человека. Мандат Рабочей группы был уточнен на основании резолюции 1997/50 и продлен на основании резолюции 2003/31. Руководствуясь своими Методами работы, Рабочая группа направила правительству вышеупомянутое сообщение.

2. Рабочая группа выражает правительству признание за своевременное представление запрошенной информации.

3. Рабочая группа считает лишение свободы произвольным в следующих случаях:

i) когда явно невозможно сослаться на какую-либо правовую основу, оправдывающую лишение свободы (например, когда какое-либо лицо содержится под стражей после отбытия им своего наказания или вопреки распространяющемуся на него закону об амнистии) (категория I);

ii) когда лишение свободы обусловлено вынесением решения или приговора в связи с осуществлением прав или свобод, провозглашенных в статьях 7, 13, 14, 18, 19, 20 и 21 Всеобщей декларации прав человека, а также в отношении государств-участников - в статьях 12, 18, 19, 21, 22, 25, 26 и 27 Международного пакта о гражданских и политических правах (категория II);

iii) когда полное или частичное несоблюдение международных норм, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека и соответствующих международных договорах, принятых затрагиваемыми государствами, в отношении права на справедливое судебное разбирательство, является столь вопиющим, что это придает факту лишения свободы, каким бы оно ни было, произвольный характер (категория III).

4. Учитывая характер полученных утверждений, Рабочая группа приветствует сотрудничество со стороны правительства. Рабочая группа препроводила ответ правительства источнику, который представил по нему свои замечания. Рабочая группа считает, что она может вынести мнение по фактам и обстоятельствам рассматриваемого случая с учетом представленных утверждений и ответа на них правительства.

5. Согласно полученной Рабочей группой информации, Матан Каминер, будучи призванным в Израильские силы обороны (ИДФ), прибыл на Бакунскую классификационную базу в установленный для него день призыва (9 декабря 2002 года), однако от зачисления на военную службу отказался. После этого он был арестован, и его заключение под стражу было подтверждено военным судом в Яффе.

6. Адам Маор прибыл на призывной пункт 12 декабря 2002 года после получения повестки о призыве в ИДФ, однако также отказался от зачисления на военную службу, в связи с чем был немедленно арестован. До рассмотрения его дела в суде он был заключен под стражу в военном лагере. К нему был применен открытый режим содержания под стражей, означающий, что он мог временно оставлять лагерь без разрешения суда.

7. Ноам Бахат был арестован военными 10 октября 2002 года за неподчинение приказу о призыве в ИДФ и был приговорен к тюремному заключению. До проведения судебного разбирательства его дела к нему также был применен открытый режим содержания под стражей. Он просил освободить его от военной службы в связи с его несогласием с оккупацией палестинских территорий и имеющими там место нарушениями прав человека. Его просьба была отклонена на том основании, что его доводы носят политический характер. Сообщается, что согласно законодательству Израиля отказ от службы в армии по соображениям совести может быть признан законным военным комитетом в случаях "абсолютного пацифизма". Утверждается, что просьба г-на Бахата о предоставлении ему возможности быть выслушанным этим комитетом была отклонена. 15 января 2003 года он начал голодовку в знак протеста против содержания под стражей его самого и всех отказывающихся от службы в армии по соображениям совести, а также против нарушений прав палестинского народа.

8. Джонатан Бен-Артзи был арестован военными 8 августа 2002 года за отказ от призыва на службу в ИДФ. В качестве дисциплинарной меры он был приговорен к 28 дням лишения свободы, причем, как сообщается, этот приговор был подтвержден военным судом. Впоследствии он трижды приговаривался к 28, 28 и 23 дням лишения свободы, поскольку, согласно израильскому законодательству каждый отказ от службы в армии представляет собой отдельное правонарушение. Он предложил пройти альтернативную службу, но в этом ему было отказано. Он попросил предоставить ему возможность высказать свои аргументы военному Комитету по рассмотрению случаев отказа от службы в армии по соображениям совести, однако его просьба была отклонена. Военный дисциплинарный суд приговорил г-на Бен-Артзи к отбытию тюремного срока, причем этот приговор был оставлен в силе военным алелляционным судом. Он обратился с просьбой о рассмотрении его дела Верховным судом или другим гражданским судом.

9. Источник выразил сомнение в отношении того, что военный суд по израильскому законодательству будет соблюдать критерии независимого и беспристрастного судебного разбирательства, подчеркнув при этом, что только председательствующий судья является квалифицированным юристом, тогда как два других судьи являются военнослужащими. В подтверждение своего заявления о незаконности приговоров источник ссылается на пункт 2 статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), который предусматривает, что "никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору".

10. Правительство представило Рабочей группе следующую информацию. Что касается конкретных утверждений источника, то в соответствии с Законом о службе безопасности и Законом о военном правосудии Израиля в отношении указанных четырех лиц действует компетенция военных судебных органов с того момента, когда они должны поступить на военную службу. Они имеют те же права и те же обязанности, что и военнослужащие. Согласно действующему законодательству, отказ таких лиц подчиниться законному приказу представляет собой воинское правонарушение, влекущее за собой либо дисциплинарное, либо уголовное наказание. Правительство отмечает также, что никакая военная система не может смириться с существованием принципа, согласно которому солдаты могут диктовать, когда и при каких обстоятельствах они будут проходить службу в армии.

11. Матан Каминер, Ноам Бахат и Адам Маор никогда не заявляли о том, что являются пацифистами; их отказ от службы в армии объясняется исключительно их несогласием с некоторыми аспектами политики правительства Израиля. Кроме того, вопреки информации, представленной источником, Ноам Бахат был заслушан Консультативным комитетом 7 октября 2002 года и признан не являющимся лицом, отказывающимся от военной службы по соображениям совести.

12. Г-н Каминер, г-н Бахат и г-н Маор отбыли дисциплинарные наказания за отказ подчиниться военным приказам и после неоднократных отказов (каждый из которых представляет собой отдельное правонарушение) они были преданы военному суду. С каждым из них было достигнуто согласие о применение к ним открытого режима содержания под стражей на период до проведения суда. Условия их открытого содержания под стражей предусматривали возможность увольнения из расположения базы на выходные один раз в три недели, что является обычной практикой для военнослужащих в Израиле.

13. 12 мая 2003 года Адаму Маору была предоставлена отсрочка от военной службы по медицинским показаниям. В этот же день он был освобожден и больше не находится на военной службе.

14. До своего призыва в армию Джонатан Бен-Артзи утверждал, что он отказывается от службы в армии по соображениям совести. Вопреки утверждениям источника, он трижды заслушивался Консультативным комитетом для принятия решения по его делу. Комитет счел, что он не является пацифистом, и тогда Джонотан Бен-Артзи подал апелляцию в Верховный суд, заседающий в качестве Высокого суда правосудия. Верховный суд вынес решение об обоснованности выводов Комитета и отклонил апелляцию. Правительство отмечает, что во время дачи показаний г-н Бен-Артзи прямо заявил, что он не возражает против концепции войны как таковой.

15. Джонатан Бен-Артзи отбывал дисциплинарные наказания за отказ подчиниться военным приказам, и после неоднократных отказов (каждый из которых представляет собой отдельное правонарушение) он был предан военному суду. Во время разбирательства в военном суде г-н Бен-Артзи подал жалобу на двукратное привлечение к ответственности за одно и то же правонарушение. Его жалоба была отклонена, поскольку он совершил множество правонарушений, связанных с неподчинением, и поскольку рассматриваемое судом дело не относилось ни к одному из правонарушений, в совершении которых он ранее обвинялся. С ним было достигнуто согласие в отношении того, что в период проведения разбирательства к нему будет применяться открытый режим содержания под стражей.

16. Джонатан Бен-Артзи заявил также, что его дело должно рассматриваться в гражданском, а не военном суде, и направил соответствующую апелляцию в Верховный суд, заседающий как Высокий суд правосудия. Его апелляция была отклонена в подробном и обоснованном решении, которое было вынесено, в частности, на том основании, что военная судебная система является профессиональной, объективной и беспристрастной, применяющей те же правовые процедуры, что и гражданская судебная система, с неукоснительным соблюдением гарантий прав ответчика. Ответчика может представлять адвокат по его выбору, и он может вызывать в суд свидетелей; в обеих судебных системах предусматривается равное право на подачу апелляции в Верховный суд.

17. В заключение правительство отмечает, что все вышеуказанные лица не являются лицами, отказывающимися от военной службы по соображениям совести, в обычном значении этого определения. Как было подробно разъяснено выше, ни к кому из них в настоящее время не применяется закрытый режим содержания под стражей.

18. В своих замечаниях в отношении ответа правительства источник признает, что г-н Бен-Артзи трижды заслушивался Комитетом по рассмотрению дел об отказе от военной службы по соображениям совести, но каждый раз ему отказывали в праве считаться пацифистом для отказа от военной службы. Источник признает также, что г-н Бен-Артзи не смог убедить военный суд в том, что он отказался бы от службы в союзнических войсках во время Второй мировой войны. Именно поэтому суд счел, что его, равно как и г-на Маора, г-на Бахата и г-на Каминера, нельзя считать пацифистом, поскольку он не выступает против войны как таковой. Источник утверждает, что основной причиной отказа этих четырех мужчин от военной службы является их идейное и моральное несогласие с военной оккупацией палестинских территорий.

19. Источник утверждает, что, хотя Адам Маор был действительно временно выпущен на свободу, после его операции он был вновь заключен под стражу.

20. Источник утверждает, что в Замечании общего порядка № 22 по статье 18 МПГПП Комитет по правам человека отмечает, что право на отказ от военной службы по соображениям совести вытекает из самих положений этой статьи.

21. Источник ссылается на ежегодный доклад Рабочей группы по произвольным задержаниям за 2001 год (E/CN.4/2001/14, пункты 91-94), в котором Рабочая группа отмечает, что неоднократное помещение под стражу лиц, отказывающихся от военной службы по соображениям совести, имеет своей целью изменение их убеждений и мнений и поэтому оно противоречит пункту 2 статьи 18 МПГПП.

22. Наконец, источник оспаривает приемлемость аргумента правительства о том, что к четырем лицам не применяется закрытый режим содержания под стражей.

23. Для оценки того, является ли содержание под стражей этих четырех лиц произвольным, необходимо рассмотреть следующие вопросы:

а) Равнозначно ли содержание этих четырех призывников на военной базе лишению свободы по смыслу мандата Рабочей группы?

b) Соблюдались ли в ходе процессуальных действий против них международные нормы, касающиеся права на справедливое судебное разбирательство?

с) Противоречит ли международным обязательствам Израиля их привлечение к ответственности за неподчинение военному приказу?

d) соответствуют ли требованиям, касающимся права на справедливое судебное разбирательство, неоднократные наказания, примененные в отношении них за отказ от службы в вооруженных силах?

24. Правительство утверждает, что к Матану Каминеру, Адаму Маору, Ноаму Бахату и Джонатану Бен-Артзи применяется открытый режим содержания под стражей. Рабочая группа желает отметить, что согласно информации, представленной как источником, так и правительством, они, без сомнения, насильно содержатся в условиях, равнозначных лишению свободы, независимо от того, что открытый режим содержания под стражей включает возможность увольнения из расположения военной базы в выходные дни один раз в три недели.

25. Источник не опроверг представленную правительством подробную информацию о том, что лица, которым было отказано в статусе лиц, отказывающихся от военной службы по соображениям совести, и которые были привлечены к ответственности за
неподчинение военным приказам, пользуются той же защитой в соответствии с уголовно-
процессуальным законодательством, что и гражданские лица.
26. Источник утверждает, что лишение свободы Матана Каминера, Адама Маора, Ноама Бахата и Джонатана Бен-Артзи является произвольным, поскольку оно применено в порядке наказания за осуществление ими их права на свободу убеждений, защита которого обеспечивается международным правом, в частности статьей 18 МПГПП, участником которого является Израиль.

27. Рабочая группа приветствует растущее количество национальных законов, отменяющих обязательную воинскую повинность, и ведущуюся в ряде государств подготовку к замене этой системы альтернативными вариантами службы. Международное право также несомненно развивается в сторону признания права лиц на отказ по соображениям религиозных убеждений или совести от ношения и применения оружия или службы в армии. Вместе с тем в настоящее время нельзя утверждать, что это развитие достигло той стадии, когда непризнание государством права на отказ от военной службы по соображениям совести считается нарушением международного права. Рабочая группа принимает также к сведению ссылку источника на Замечание общего порядка № 22 Комитета по правам человека.

28. Источник утверждает также, что неоднократные наказания, наложенные на Матана Каминера, Адама Маора, Ноама Бахата и Джонатана Бен-Артзи за одно и то же правонарушение, противоречат принципу non bis in idem, закрепленному в пункте 7 статьи 14 МПГПП.

29. Правительство дало ясно понять Рабочей группе, что согласно израильскому законодательству все рассматриваемые четыре лица неоднократно отбывали дисциплинарные наказания за отказ подчиниться военным приказам. Хотя правительство не уточнило количество и продолжительность заключений под стражу, оно прямо заявило, что к четырем рассматриваемым призывникам несколько раз, т.е. неоднократно, применялись дисциплинарные санкции, связанные с лишением свободы: "после неоднократных отказов (каждый из которых представляет собой отдельное правонарушение) они были преданы военному суду". Кроме того, правительство сообщило Рабочей группе, что одно из четырех лиц, а именно г-н Бен-Артзи, подал в суде жалобу на двукратное привлечение к ответственности за одно и то же правонарушение, однако эта жалоба была отклонена, "…поскольку он совершил множество правонарушений, связанных с неподчинением, и поскольку рассматриваемое судом дело не относилось ни к одному из правонарушений, в совершении которых он ранее обвинялся".

30. Рабочую группу не убедили разъяснения правительства, что после одного осуждения за неподчинение приказу о призыве на военную службу, дальнейшие неоднократные акты неподчинения считаются новыми правонарушениями. Руководствуясь в большей части доводами, изложенными в ее Мнении № 36/1999, и принимая во внимание свою рекомендацию 2 о содержании под стражей лиц, отказывающихся нести воинскую службу по соображениям совести (E/CN.4/2001/14, пункты 91-94), Рабочая группа полагает, что, если после первоначального осуждения осужденные лица демонстрируют, по соображениям совести, постоянную решимость не подчиняться последующим приказам о призыве, дополнительные наказания за неподчинение носят один и тот же характер и преследуют одну и ту же цель, а именно заставить то или иное лицо служить в армии. В этой связи второе и последующие наказания противоречат принципу non bis in idem, который изложен в пункте 7 статьи 14 МПГПП и который гласит, что "никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан…". Кроме того, неоднократные наказания за отказ от военной службы равнозначны принуждению кого-либо к изменению его убеждений из-за страха быть лишенным свободы, а то и жизни, по крайней мере до достижения возраста, в котором граждане освобождаются от воинской повинности.

31. С учетом вышеизложенного Рабочая группа выносит следующее мнение:

Второй и последующие случаи лишения свободы Матана Каминера, Адама Маора, Ноама Бахата и Джонатана Бен-Артзи противоречат пункту 7 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. Несоблюдение международных норм, касающихся права на справедливое судебное разбирательство, является столь вопиющим, что это придает факту лишения свободы произвольный характер, относящийся к категории III категорий, применяемых при рассмотрении случаев, представляемых Рабочей группе.

32. В этой связи Рабочая группа просит правительство принять необходимые меры для исправления сложившегося положения, с тем чтобы привести его в соответствие с нормами, изложенными в Международном пакте о гражданских и политических правах.

Принято 28 ноября 2003 года

Countries
Theme
Institutions

Add new comment

Related peace activist(s): Jonathan Ben-Artzi
Related peace activist(s): Matan Kaminer
Related peace activist(s): Noam Bahat
Related peace activist(s): Adam Maor
Related peace activist(s): Jonathan Ben-Artzi
Related peace activist(s): Matan Kaminer
Related peace activist(s): Noam Bahat
Related peace activist(s): Adam Maor
Related peace activist(s): Jonathan Ben-Artzi
Related peace activist(s): Matan Kaminer
Related peace activist(s): Noam Bahat
Related peace activist(s): Adam Maor
Related peace activist(s): Jonathan Ben-Artzi
Related peace activist(s): Matan Kaminer
Related peace activist(s): Noam Bahat
Related peace activist(s): Adam Maor